Нам посчастливилось побывать в гостях у мастерицы Виктории Вишни, которая делает удивительные куклы ‘реборн’. Как только я увидела ее работы на Ярмарке мастеров, вокруг меня сразу собралась вся редакция, не веря своим глазам: как могут куклы быть настолько правдоподобными? Для того, чтобы посмотреть на них вживую, ознакомиться с тем, как производятся такие вот игрушки, и задать все насущные вопросы, я отправилась в гости.
Виктория, в прошлом бухгалтер, в настоящее время — мастерица и мама троих очаровательных ребятишек, радушно встретила меня и провела в гостиную, где меня уже ждали ‘малыши’, аккуратно уложенные на кровать. Прежде чем взять хоть одного на руки (а мне, поверьте, очень хотелось это сделать), я решила расспросить Викторию о том, почему она начала заниматься кукольным делом, кто ее покупатели и верит ли она в то, что у каждой куклы есть душа.
Началось все пять лет назад. Виктория столкнулась с задачей: найти к Новому году правдоподобного игрушечного пупсика для своей пятилетней дочери. Они рассматривали фотографии в интернете, когда наткнулись на куклу реборн. Виктория вспоминает, что была в легком шоке и в первые секунды была уверена, что наткнулась на сайт преступников, продающих детей. Но потом начала изучать вопрос, и осознала, что хочет попробовать сделать что-то похожее сама. Она записалась на курсы обучения к мастеру, и через несколько недель была готова ее первая малышка. Процесс настолько ее увлек, что она твердо решила не бросать производство игрушек, а развиваться в этом направлении. Со временем совмещать работу бухгалтером, двух маленьких детей и хобби стало совсем сложно. И тогда создание кукол реборн переросло в основную профессию, позволяющую больше времени проводить с детьми.
Виктория работает дома: мастерская умещается на кухне и балконе. Единственное, что действительно требует места, — печь для запекания краски (мастерица использует аэрогриль). Виктория рассказала, что запекать детали можно и в обычной духовке, но после одного раза готовить в ней уже нельзя: выделяются вредные пары винила. Поэтому ‘запекание’ перенесено на легко проветриваемый балкон.
На создание одного малыша уходит от двух недель и больше. Чтобы добиться естественности кожи, приходится наносить до тридцати слоев масляной краски генезис. Каждая волосинка на голове, ресничках и бровках вставляется вручную: это кропотливый труд, требующий времени и усердия. Сама Виктория говорит, что ей больше всего нравится рисовать, ведь надо учесть каждую складочку и оттенок, чтобы кукла выглядела реалистично.
На этом снимке видно, что кожа одной заготовки уже близка к своему финальному варианту, правая же заготовка совсем ‘пустая’. Именно такой она попадает в руки Виктории. Молдов для кукол реборнов — великое множество. Есть популярные фабричные модели,а есть лимитированные выпуски. От молда очень зависит цена куклы в итоге. Чем более редкая заготовка использована, тем дороже выходит пупсик. Вообще, удовольствие обладания реборном — не из дешевых и может исчисляться десятками тысяч рублей. Я поинтересовалась у Виктории, из чего складывается цена. ‘В основном из материалов, которые стоят очень немало (молды, стеклянные глазки, волосы, одежда, которая, кстати, покупается в обычных детских магазинах) и из времени, потраченного на создание куклы. Чем сложнее в исполнении малыш, тем больше он ценится’.
Процесс выглядит немного жутковато, зато результат феноменальный. Из обычной заготовки можно создать великое множество не похожих образов. Стоит изменить цвет глаз, изгиб бровей, расположение складочек, и перед вами совершенно другой пупсик. Кстати, темнокожие куклы делаются из точно таких же светлых молдов, просто используется специальная темная краска и особый тип нанесения.
Еще до того, как отправиться к Виктории в гости, я составила список вопросов, которые непременно нужно задать. Одним из основных был: кто ваши покупатели? Согласитесь, интересно узнать, что за люди приобретают себе таких малышей. Как выяснилось, о некоторых категориях мы даже не подумали. Итак, во-первых, есть коллекционеры кукол, которые отводят своему увлечению не просто полку в шкафу, а целые комнаты. Во-вторых, обычные люди, покупающие куклу в подарок детям или просто для себя. В-третьих, кинематографисты. Представьте, насколько бы усложнились съемки, если бы во всех сценах приходилось использовать настоящих малышей? Помните ‘Мальчишник в Вегасе’? Мне кажется, что в большинстве сцен использовался именно реборн. В-четвертых, детские магазины и мастера, шьющие вещи для младенцев. Насколько удобнее фотографировать каталог детской одежды, не мучая настоящую кроху переодеваниями. В-пятых, люди, желающие увековечить память о своем ребенке в такой необычной форме. Виктории часто присылают фотографии, основываясь на которых она создает малышей.
Мастерица рассказала мне, что был случай, когда одна дама попросила сделать ‘годовалую девочку’ для того, чтобы посадить ее на входе в квартиру. Клиентке нравилась реакция людей, которые заходили и первым делом видели ребенка, сидящего на тумбочке. Кто-то пугался, а кто-то спешил снять малышку, непонятно как оказавшуюся наверху. Как говорится ‘любая реакция лучше безразличия’. Я бы, наверное, сразу кинулась спасать младенца.
На вопрос об энергетике вещей Виктория ответила: ‘У каждой куклы есть душа, это 100%. Был такой случай, когда я просто рисовала куклу на заказ и у меня возникло сильное желание поставить родинку на коленке. Работа была уже закончена, но я не могла просто положить ее, не нарисовав родинку именно на том месте. Когда я отдавала работу заказчице, она была в шоке, так как у нее на той же коленке, которую я ‘пометила’,была такая же родинка. И такие истории случались неоднократно с родинками и родимыми пятнами. Я же не провидец, чтобы знать, где нужно поставить отличительную деталь без предоставленной фотографии. Мистика. А еще мне кажется, что у каждой куклы есть человек, которому она должна принадлежать. Бывает, что ее не покупают на одной выставке, на другой, а потом находится покупатель, который говорит, что пересмотрел сотни кукол и эта — именна та, которую он так долго искал’.
Ножки совсем, как настоящие! Я не удержалась от того, чтобы не взять эту крошечную ступню в ладошку. Виктория сказала, что, эти куклы специально набиваются таким образом, чтобы они весили, как настоящий младенец, и чтобы распределение веса было естественным. Она сказала, что, взяв на руки реборна, я пойму всю невозможность небрежно положить его или как-то грубо откинуть. И, действительно, обняв эту куклу, я сразу почувствовала, как ее голова откидывается назад. Необходимо поддерживать ее, как у настоящего младенца.
В фильмах ужасов и триллерах нередко используется страх людей перед куклами – педофобия (‘Детские игры’, ‘Аннабель’, ‘Пила’, ‘Чревовещатель’). Мне было очень интересно узнать у Виктории, попадались ли ей люди, которые боялись ее реборнов. Она поведала историю. ‘Как-то на выставке был мужчина, который с опасением поглядывал на стенд с расстояния в 5 метров, говоря другу: ‘Не могу подойти ближе, это же кошмар какой-то’. Друг в свою очередь подшучивал над ним, предлагая изучить ассортимент детально и подержать малютку на руках. Мужчина так этого и не сделал. Но, погуляв по выставке еще, стал рассматривать реборнов с почтительного расстояния в 2 метра. На следующий день он пришел один и попросил подержать определенного малыша, который, как ему казалось, был очень похож на него в детстве. Подержал и молча ушел. А к вечеру вернулся и купил эту куклу. Человек привыкает ко всему, и бояться кукол нет смысла’.
‘Расставаться с куклами, в которые вкладываешь душу, всегда нелегко. Особенно это чувствовалось в первые годы работы. Я только закончила малютку, увидела, какой она получилась, а уже пора ее отдавать клиенту. Сейчас я привыкла к этому, но бывают работы с которыми очень сложно расставаться: хочется оставить их себе. Но пока что я — ‘сапожник без сапог’. И единственная кукла, которая принадлежит нашей семье, — та, первая, которую я подарила своей дочери пять лет назад’.
идем в гости мастерские
Рейтинг
статьи